15.12.2014

Великие экранизаторы: Пауль Верхувен. Голливудский период

Художественный и коммерческий успех одной из самых важных лент в фильмографии Верхувена – «Турецкие сладости» - привлёк внимание Голливуда к талантливому режиссёру. Пауль Верхувен на 13 лет переехал в Голливуд и приступил к новому этапу своего творчества. Пауль Верхувен стал называться Полом Верховеном на английский манер, работал с голливудскими специалистами… однако, в отличие от многих других европейских режиссёров, приехавших покорять Голливуд, он сохранил свою самобытность, свой авторский почерк, и на стыке американской и голландской киношколы создавал выдающиеся кинопроизведения. И если в Нидерландах Верхувен часто обращался к литературному наследию своей Родины, то за океаном он нередко экранизировал американские и британские произведения в жанрах фантастики, киберпанка и антиутопии, выходивших из-под пера таких выдающихся мэтров как Герберт Уэллс, Филип Дик и Роберт Ханлайн. Настало время поговорить об экранизациях Пауля Верхувена в «голливудский» период его творчества.


Робокоп (1987)

Однако Верхувен начал свою карьеру в Голливуде не с экранизации классиков фантастики, а с переноса на экран графического романа (т.е. комикса) про Робокопа. Сюжет «Робокопа» прост – в недалёком будущем в Детройте новичок-патрульный Алекс Мерфи погибает от рук грабителей-отморозков. Частная корпорация «Оскорп» использует труп Мерфи для экспериментального создания полностью управляемых киборга-блюстителя закона. Новоиспечённый Робокоп великолепно справляется со своей работой, однако вскоре в киборге начинает постепенно просыпаться сознание Мерфи, и Робокоп загорается жаждой мщения расстрелявшим его бандитам…

Пауль Верхувен доказал – для того, чтобы сделать по-настоящему отличный боевик по мотивам комикса, не нужно вплетать в сюжет ни второсортные любовные линии, ни размазывать страдания героя на полтора часа экранного времени. Основным компонентом жёсткого боевика должна быть ЯРОСТЬ. Агрессивная, пульсирующая, злая, по-хорошему нездоровая. Ярости в голливудском дебюте Верхувена действительно много – она захватывает с самого начала фильма, когда группа подонков под предводительством Кларенса Боддикера жестоко пытают и убивают Мерфи и не отпускает до тех пор, покуда последний нелюдь не издохнет в агонии от карающей десницы Робокопа. «Робокоп» стал образцом для подражания, изменившим лицо голливудских боевиков на целое десятилетие.

Вспомнить всё (1990)

После успеха «Робокопа», с Верхувеном пожелал работать Арнольд Шварцнеггер – крупнейшая кинозвезда боевиков 80-90ых. Через три года после съёмок «Робокопа» желание Арни сбылось – он сыграл главную роль в верхувенской экранизации романа знаменитого фантаста Филипа Дика «Продажа воспоминаний по оптовым ценам», вышедшей под названием «Вспомнить всё». Главный герой фильма – простой рабочий 23-ого века Даглас Куэйд – недоволен серой и монотонной жизнью и хочет получить яркие впечатления. Для этого он обращается в компанию «Recall», где ему за плату в мозг вживляют «виртуальный тур» по Марсу, в котором Куэйду дают почувствовать себя в роли шпиона. Однако вскоре «турпоездочка» оборачивается совсем не так, как была запланирована…

На основе короткого рассказа Филипа Дика Пауль Верхувен выстроил захватывающую, эффектную и очень атмосферную картину, охватывающую множество жанров: и триллер, и боевик, и чёрноюморную комедию, и язвительную сатиру на современное общество. Вишенка на торте – двойная концовка, подвергающаяся разным трактовкам и ставшая предметом словесных баталий: спас ли Куэйд-Хаузер Марс или это была всего лишь вживлённая иллюзия от начала и до конца?

Звёздный десант (1997)

Фантастический роман Роберта Хайнлайна «Звёздный десант» повествует о суровых буднях новобранца Хуана «Джонни» Рико, служащего в Звёздном десанте. В далёком будущем гражданские права выдаются лишь бывшим военнослужащим, поэтому юный Джонни с упорством постигает премудрости военного искусства: сначала в «учебке» на Земле, а затем – в боевых действиях против расы разумных жуков на планете Клендату. Книга отражает патриотические взгляды молодого Хайнлайна – в 50-ые годы прошлого столетия писатель поддерживал экспансивную политику США тех лет, считая, что войны – необходимый элемент для процветания страны, а граждане Америки должны «платить долг своей стране и служить ей на пользу».

Разумеется, антимилитарист Верхувен никогда не был сторонником подхода «не служил в армии – не мужик!», и по патриотической книге Хайнлайна снял безжалостную сатиру на неё же. Книга была перенесена на экран практически побуквенно, однако режиссёр путём сарказма сменил акцент настолько, что  воодушевлённый молодой патриот Рико в фильме приобретает пугающие очертания фанатичного и уверенного в своей правоте фашиста. Карикатурно-плакатные лица персонажей, карикатурные диалоги в духе патриотических американских или соцреалистических советских романов, похожая на нацистскую униформа, цитаты и аллюзии к фильмам Лени Рифеншталь, вставленные пропагандистские ролики (из содержания которых можно сделать вывод, что войну с жуками развязали сами люди из-за жажды ресурсов на «жучиных» планетах) – всё это показывает, насколько легко можно превратить любое общество в неофашистское государство, насколько просто развращает человека агрессивный патриотизм. Сатира Верхувена – смех сквозь слёзы: нахохотавшись вдоволь над тем, как режиссёр «прикладывает» современное общество, мы грустно вздыхаем – ибо несть числа в реальной жизни многочисленным Хуанам Рико и Диззи Флоренс, обычным ребятам, бездумно и фанатично выполняющим отвратительные приказы на войне. И разрезание учёными гигантского мозга в финале – лучший и наиболее язвительный образ милитаристского общества.

Невидимка (2000)

В 2000-ном году Верхувен снял фильм по мотивам классического фантастического романа Герберта Уэллса «Человек-невидимка». Знаменитый сюжет о докторе Гриффине, сделавшего себя невидимым путём новаторского эксперимента и в итоге сошедшего с ума, режиссёр переместил в наши дни и перенёс из Англии в Америку. Перенос время действия на целое столетие не пошёл на пользу фильму – потерялась важная для книги параллель с модной в начале XX века ницшеанской идеей «сверхчеловека».


Не прибавило ленте плюсов и конфликты Верхувена с продюсерами: после провала в прокате «Шоугёрлз» и «Звёздного десанта» режиссёра заставляли вырезать и переснимать сцены, менять акценты в характерах персонажей, максимально упрощать происходящее на экране «для повышения коммерческой привлекательности продукта». Продюсеры хотели сделать мейнстримовый полутриллер-полухоррор, привлекательный для молодёжной аудитории, им не подходил откровенный, саркастический, самобытный Верхувен, не чуравшийся эротики и ультражестокого насилия. В итоге голландцу пришлось уступить, он снял типовой хоррор 00-ых годов, полностью лишённый верхувенского авторского почерка. «Невидимка» был признан многими зрителями худшим фильмом Верхувена, в прокате он провалился, а именитый нидерландский режиссёр вскоре вернулся на родину – как по причине занесения Верхувена в «чёрный список» некассовых режиссёров, так и по поводу усталости от бесконечных споров с голливудскими продюсерами. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий