Художественный и коммерческий успех одной из самых важных
лент в фильмографии Верхувена – «Турецкие сладости» - привлёк внимание
Голливуда к талантливому режиссёру. Пауль Верхувен на 13 лет переехал в
Голливуд и приступил к новому этапу своего творчества. Пауль Верхувен стал
называться Полом Верховеном на английский манер, работал с голливудскими
специалистами… однако, в отличие от многих других европейских режиссёров,
приехавших покорять Голливуд, он сохранил свою самобытность, свой авторский
почерк, и на стыке американской и голландской киношколы создавал выдающиеся
кинопроизведения. И если в Нидерландах Верхувен часто обращался к литературному
наследию своей Родины, то за океаном он нередко экранизировал американские и
британские произведения в жанрах фантастики, киберпанка и антиутопии,
выходивших из-под пера таких выдающихся мэтров как Герберт Уэллс, Филип Дик и
Роберт Ханлайн. Настало время поговорить об экранизациях Пауля Верхувена в «голливудский»
период его творчества.
Робокоп (1987)
Однако Верхувен начал свою карьеру в Голливуде не с
экранизации классиков фантастики, а с переноса на экран графического романа
(т.е. комикса) про Робокопа. Сюжет «Робокопа» прост – в недалёком будущем в
Детройте новичок-патрульный Алекс Мерфи погибает от рук грабителей-отморозков.
Частная корпорация «Оскорп» использует труп Мерфи для экспериментального создания
полностью управляемых киборга-блюстителя закона. Новоиспечённый Робокоп
великолепно справляется со своей работой, однако вскоре в киборге начинает
постепенно просыпаться сознание Мерфи, и Робокоп загорается жаждой мщения
расстрелявшим его бандитам…
Пауль Верхувен доказал – для того, чтобы сделать
по-настоящему отличный боевик по мотивам комикса, не нужно вплетать в сюжет ни второсортные
любовные линии, ни размазывать страдания героя на полтора часа экранного
времени. Основным компонентом жёсткого боевика должна быть ЯРОСТЬ. Агрессивная,
пульсирующая, злая, по-хорошему нездоровая. Ярости в голливудском дебюте
Верхувена действительно много – она захватывает с самого начала фильма, когда
группа подонков под предводительством Кларенса Боддикера жестоко пытают и
убивают Мерфи и не отпускает до тех пор, покуда последний нелюдь не издохнет в
агонии от карающей десницы Робокопа. «Робокоп» стал образцом для подражания, изменившим
лицо голливудских боевиков на целое десятилетие.
Вспомнить всё (1990)
После успеха «Робокопа», с Верхувеном пожелал работать
Арнольд Шварцнеггер – крупнейшая кинозвезда боевиков 80-90ых. Через три года
после съёмок «Робокопа» желание Арни сбылось – он сыграл главную роль в верхувенской
экранизации романа знаменитого фантаста Филипа Дика «Продажа воспоминаний по оптовым
ценам», вышедшей под названием «Вспомнить всё». Главный герой фильма – простой рабочий
23-ого века Даглас Куэйд – недоволен серой и монотонной жизнью и хочет получить
яркие впечатления. Для этого он обращается в компанию «Recall», где ему за плату в мозг вживляют
«виртуальный тур» по Марсу, в котором Куэйду дают почувствовать себя в роли шпиона.
Однако вскоре «турпоездочка» оборачивается совсем не так, как была
запланирована…
На основе короткого рассказа Филипа Дика Пауль Верхувен
выстроил захватывающую, эффектную и очень атмосферную картину, охватывающую
множество жанров: и триллер, и боевик, и чёрноюморную комедию, и язвительную
сатиру на современное общество. Вишенка на торте – двойная концовка,
подвергающаяся разным трактовкам и ставшая предметом словесных баталий: спас ли
Куэйд-Хаузер Марс или это была всего лишь вживлённая иллюзия от начала и до
конца?
Звёздный десант (1997)
Фантастический роман Роберта Хайнлайна «Звёздный десант» повествует
о суровых буднях новобранца Хуана «Джонни» Рико, служащего в Звёздном десанте.
В далёком будущем гражданские права выдаются лишь бывшим военнослужащим,
поэтому юный Джонни с упорством постигает премудрости военного искусства:
сначала в «учебке» на Земле, а затем – в боевых действиях против расы разумных
жуков на планете Клендату. Книга отражает патриотические взгляды молодого
Хайнлайна – в 50-ые годы прошлого столетия писатель поддерживал экспансивную политику
США тех лет, считая, что войны – необходимый элемент для процветания страны, а
граждане Америки должны «платить долг своей стране и служить ей на пользу».
Разумеется, антимилитарист Верхувен никогда не был
сторонником подхода «не служил в армии – не мужик!», и по патриотической книге
Хайнлайна снял безжалостную сатиру на неё же. Книга была перенесена на экран
практически побуквенно, однако режиссёр путём сарказма сменил акцент настолько,
что воодушевлённый молодой патриот Рико
в фильме приобретает пугающие очертания фанатичного и уверенного в своей
правоте фашиста. Карикатурно-плакатные лица персонажей, карикатурные диалоги в
духе патриотических американских или соцреалистических советских романов,
похожая на нацистскую униформа, цитаты и аллюзии к фильмам Лени Рифеншталь,
вставленные пропагандистские ролики (из содержания которых можно сделать вывод,
что войну с жуками развязали сами люди из-за жажды ресурсов на «жучиных»
планетах) – всё это показывает, насколько легко можно превратить любое общество
в неофашистское государство, насколько просто развращает человека агрессивный патриотизм.
Сатира Верхувена – смех сквозь слёзы: нахохотавшись вдоволь над тем, как
режиссёр «прикладывает» современное общество, мы грустно вздыхаем – ибо несть
числа в реальной жизни многочисленным Хуанам Рико и Диззи Флоренс, обычным
ребятам, бездумно и фанатично выполняющим отвратительные приказы на войне. И
разрезание учёными гигантского мозга в финале – лучший и наиболее язвительный
образ милитаристского общества.
Невидимка (2000)
В 2000-ном году Верхувен снял фильм по мотивам классического
фантастического романа Герберта Уэллса «Человек-невидимка». Знаменитый сюжет о
докторе Гриффине, сделавшего себя невидимым путём новаторского эксперимента и в
итоге сошедшего с ума, режиссёр переместил в наши дни и перенёс из Англии в
Америку. Перенос время действия на целое столетие не пошёл на пользу фильму –
потерялась важная для книги параллель с модной в начале XX века ницшеанской идеей «сверхчеловека».
Не прибавило ленте плюсов и конфликты Верхувена с продюсерами:
после провала в прокате «Шоугёрлз» и «Звёздного десанта» режиссёра заставляли
вырезать и переснимать сцены, менять акценты в характерах персонажей, максимально
упрощать происходящее на экране «для повышения коммерческой привлекательности
продукта». Продюсеры хотели сделать мейнстримовый полутриллер-полухоррор,
привлекательный для молодёжной аудитории, им не подходил откровенный,
саркастический, самобытный Верхувен, не чуравшийся эротики и ультражестокого
насилия. В итоге голландцу пришлось уступить, он снял типовой хоррор 00-ых
годов, полностью лишённый верхувенского авторского почерка. «Невидимка» был
признан многими зрителями худшим фильмом Верхувена, в прокате он провалился, а
именитый нидерландский режиссёр вскоре вернулся на родину – как по причине занесения
Верхувена в «чёрный список» некассовых режиссёров, так и по поводу усталости от
бесконечных споров с голливудскими продюсерами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий